Поиск
История появления арматуры и железобетона
04 апреля 2024

Мало кому известно , что пионером в использовании арматуры при строительстве зданий был уральский промышленник из династии Демидовых - Акинфий Никитич Демидов.

В в 1721—1725 годах по его приказу была построена знаменитая Невьянская Башня. В ходе строительства она начала наклоняться. Чтобы компенсировать  наклон ее стали выгибать в противоположную сторону. Для усиления, еще толком не зная об армировании как таковом,  в стены вмонтировали кованные скрепы из демидовского железа и залили раствором из известкового цемента и песка с галькой. Невьянская Башня до сих пор стоит и удивляет всех приезжающих в г. Невьянск.

 

 
 
 
 

Одним из сдерживающих факторов в развитии строительства с использованием железобетона являлась стоимость железа. Активное применение  железобетона в строительстве началось с середины XIX века, когда из-за увеличения производства  существенно снизилась цена на качественное железо. Строители еще толком не понимали , но предполагали , что прочное по своим характеристикам  железо внутри  бетона усиливает всю конструкцию.

Считается, что история создания арматуры для бетона начинается в 1840-х годах, когда британский инженер Уильям Уилкинсон начал экспериментировать с использованием железных стержней для укрепления бетона. Он заметил, что бетон, армированный железными стержнями, становится более устойчивым к нагрузкам и деформациям.


В 1850-х и 1860-х годах идея армирования бетона получила развитие благодаря французу Жозефу Монье. Он был садовником и в первую очередь его интересовало использование новомодного по тем временам бетона, для создания больших кадок для растений. Чтобы получить большие и прочные кадки он стал использовать, как начинку, каркасы из стальной проволоки и сетки.

 

Именно Монье  обнаружил, что отдельные типы арматурных каркасов дают лучшие результаты по прочности и надежности чем другие, проверив  экспериментально свои догадки. В июле 1867 Монье получил патент на огородные кадки из железобетона.  В дальнейшем он разработал еще и  метод изготовления бетонных труб, армированных стальными стержнями.

В 1868 году Ж. Монье построил железобетонный бассейн, а в 1875 году Ж. Монье построил перекинутый через ров замка маркиза де Тилиэра во французском городке Шазле первый пешеходный железобетонный мост длиной 16 м и шириной 4 м

С 1873 по 1885 годы Монье  получил патенты на железобетонный мост, железобетонные шпалы, железобетонные перекрытия, балки, своды и железобетонные трубы. Благодаря этим изобретениям, бетон стал широко использоваться в строительстве, особенно для возведения мостов и других крупных инженерных сооружений.

Ниже перечислены основные даты в истории развития железобетона как основного строительного материала 20 века (материал из википедии).

В 1802 году при строительстве Царскосельского дворца российские зодчие использовали металлические стержни для армирования перекрытия, выполненного из известкового бетона.
В 1829 году английский инженер Фокс создал армированное металлом бетонное перекрытие.
В 1849 году во Франции Ламбо построил лодку из армоцемента.
В 1854 году У. Б. Уилкинсон в Англии получил патент на огнестойкое железобетонное перекрытие.
В 1861 году во Франции Ф. Куанье опубликовал книгу о 10-летнем опыте применения железобетона, а в 1864 году он построил церковь из железобетона.
В 1865 году У. Б. Уилкинсон построил в Англии дом из железобетона.
В 1867 году Ж. Монье, которого часто считают «автором» железобетона, получил патент на кадки из армоцемента.
В 1868 году Ж. Монье построил железобетонный бассейн, а с 1873 по 1885 годы получил патенты на железобетонный мост, железобетонные шпалы, железобетонные перекрытия, балки, своды и железобетонные трубы.
В 1875 году Ж. Монье построил перекинутый через ров замка маркиза де Тилиэра во французском городке Шазле первый пешеходный железобетонный мост длиной 16 м и шириной 4 м.
В 1877 году первая книга по железобетону опубликована Т. Хайэттом в США.
В 1884 году профессор механики И. Баушингер и инженер Г. А. Вайс выполнили в Германии первые широко поставленные исследования для изучения особенностей работы железобетонных конструкций.
С 1884 по 1887 годы в Москве осуществлялось применение железобетона при устройстве плоских перекрытий, сводов, резервуаров. В это же время проводились испытания конструкций, были реализованы железобетонные перекрытия по металлическим балкам.
В 1886 году в США П. Джексон подал заявку на патент на использование преднапряжения арматуры при строительстве мостов.
В 1886—1887 годах инженер М. Кёнен в Германии разрабатывает первый способ расчёта железобетонных конструкций.
В 1888 году патент на преднапряжение получен в Германии В. Дерингом, в 1896 году в Австрии И. Манделем, в 1905—1907 годах в Норвегии И. Лундом, в 1906 году в Германии М. Кененом.
В 1891 году в России профессор Н. А. Белелюбский завершает пятилетний цикл широкомасштабных исследований железобетонных плит, балок, арок и мостов. В этом же году выходит книга инженера Д. Ф. Жаринцева «Слово о бетонных постройках», а в 1893 году — «Железобетонные сооружения».
С 1892 по 1899 годы во Франции Ф. Геннебиком реализовано более 300 проектов с применением железобетона.
В 1895 году на втором съезде зодчих в России выступает А. Ф. Лолейт, создавший впоследствии основные положения современной теории железобетона.
В 1899 году инженерный совет министерства официально разрешает применять железобетон в России.
В 1904 году в Германии и Швеции появились первые нормы по проектированию и применению железобетонных конструкций, позже, в 1906 году — во Франции, а в 1908 году — в России.
В 1908 году в Ливерпуле начато строительство Royal Liver Building — одного из первых высотных (98 м) железобетонных зданий в мире.
В 1895 для ускорения процесса строительства Храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге на Васильевском острове гражданским архитектором Косяковым В. А. было решено использовать, вместо кирпича, железобетон для устройства основных арок и уже 18 (30) декабря 1897 года был освящён Главный придел.
В 1896 году в Нижнем Новгороде построен пешеходный мост пролетом свыше 40м.
В 1904 году в Николаеве сооружен первый в мире железобетонный маяк.
В 1912 построена первая в России железобетонная конструкция — Рыбинская каланча.
В 1913—1916-е годы в России построена первая железобетонная Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме.

Настоящий прорыв в использовании арматуры для бетона произошел в начале 20 века, когда был разработан метод непрерывной прокатки арматуры. Этот метод позволил производить арматуру больших размеров и с высокой точностью, что значительно улучшило качество и прочность бетонных конструкций.

Сегодня арматура для бетона является неотъемлемой частью строительства во всем мире. Она используется для усиления бетонных конструкций, таких как здания, мосты, дороги и другие инженерные сооружения, обеспечивая их прочность и долговечность.

 

 

 

Читайте также
17 января 2024
Текущие работы: Доставка Конструкции на очистные сооружения рейс №36, №37. Монтажные работы на объекте
26 марта 2024
26.03.24г - Отгрузка готовых частей моста автомобильного.  Ведем сборку балок мостовых пролетов.
27 апреля 2024
Серия текущие работы: 27.04.24г. Доставка: Отправка металлических изделий заказчикам.
25 января 2024
Текущие работы: -25.01.24г.